309218, Белгородская область, Корочанский район,
с. Бехтеевка, ул. Ленина, 130
Телефон/факс: 8 (47231) 5-91-44
Добро пожаловать на наш сайт!
|
Навигация | ГДЕ ВЗЯТЬ ИДЕИ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА? 12 ОСНОВНЫХ МЕТОДИК РАЗРАБОТКИ ПРОЕКТНЫХ ИДЕЙ
Социальный проект – это комплексная деятельность общественных фондов и объединений, направленная на решение определенных проблем социума, его трансформации и повышение качества жизни. Проблемы могут быть самыми разными: от развития инфраструктуры до поддержки людей с инвалидностью. Процесс формирования круга проектных идей можно упростить при помощи специально разработанных методик, которые можно применять как по отдельности, так и в комплексе, чередуя их между собой. При применении любого из способов поиска идей важно соблюдать предложенную последовательность действий. Одна из эффективных методик – мозговой штурм – позволяет рассматривать любую проблему под разными углами. Соберите команду из 5-10 человек, сформулируйте проблему и засеките 10-15 минут на то, чтобы каждый член команды писал свои мысли. После этого участники делятся своими идеями, а ведущий записывает их на доске. Далее происходит голосование за лучшую идею. В данной методике важно поощрять даже самые абсурдные идеи и не критиковать чужие предложения, так как здесь главное не качество идей, а их количество.
Чтобы внести конкретику в поток предлагаемых идей, можно обратиться к методике матрицы возможностей. Ее суть – придумать как можно больше решений для отдельных частей задачи и скомбинировать их случайным образом. Сформулируйте задачу и нарисуйте таблицу размером 5 на 10. В первый ряд ячеек выпишите основные параметры задачи. Придумайте для каждого параметра свойство и запишите его в остальных рядах. Выбирайте абсурдные идеи, а не стандартные. Компонуйте отдельные ячейки в столбцах и оценивайте, насколько результат соответствует поставленной задаче. Выпишите понравившиеся идеи.
Техника «Переворот» заключается в том, чтобы придумать все возможные решения проблемы, записать их и отредактировать так, чтобы они стали значить ровно противоположное. Для этого выпишите все, что приходит вам в голову, когда вы думаете о решении поставленной задачи. Это могут быть мысли о формулировке задачи, известные методы решения, связь этой задачи с другой. Отредактируйте свои мысли так, чтобы они изменили значение на противоположное. Замените слова на антонимы, поменяйте порядок слов, поиграйте с частицей «не». Рассмотрите каждое «перевернутое» предположение и спросите себя, при каких условиях оно могло бы стать возможным решением задачи. Запишите возникшие идеи, выберите лучшие и доработайте их, если требуется.
Инсайтный метод позволяет работать с подсознанием и вылавливать идеи, о наличии которых вы сами не подозревали. Для этого методы вы должны фиксировать содержание снов и использовать эту информацию для решения задач. Возьмите тетрадку или блокнот и положите рядом с кроватью вместе с ручкой – это будет ваш дневник сновидений. Перед тем, как лечь спать, сформулируйте задачу, которую хотите решить. Утром, в первые пять минут после пробуждения, запишите все, что вам снилось. С первого раза вы можете не увидеть связь между сном и задачей, но постепенно вы научитесь вычленять из сновидений важные мысли для реализации проектных идей.
Метод ассоциативного поиска подойдет для создания идей с нуля. Здесь важно найти как можно больше ассоциаций к рассматриваемому объекту и провести связь между понятиями. Приготовьте десяток случайных слов. Можно использовать истории, твиты или изображения. Соберите команду и сформулируйте проблему. На каждое заготовленное слово дается по минуте. За это время команда должна дать ряд ассоциаций. Старайтесь мыслить масштабно, допускать нелепые ассоциации и записывать их на доске. Продолжайте, пока не придумаете ассоциации для всех слов или не наберете достаточно для решения задачи.
Техника «Случайный стимул» построена на том, чтобы разглядеть связь между двумя соперничающими темами. Для этого сформулируйте задачу, выберите любое слово и напишите его рядом с задачей. Это будет ваш стимул. Чтобы помочь себе, выпишите под стимулом его отличительные черты и ассоциации, связанные с ним. Поставьте таймер на 3-5 минут. Удерживая в голове задачу и стимул, постарайтесь найти между ними связь. Фиксируйте появляющиеся идеи. После перерыва выберите наиболее перспективные идеи и доработайте их, если требуется.
Для генерации идей вы можете прибегнуть к словесной игре Катена, которая заключается в связывании двух слов в цепочку при помощи слов-ассоциаций. Ваша задача – выписать цепочки слов на бумаге и доработать появившиеся идеи. Выделите в формулировке задачи 2-3 ключевых слова и запишите их на бумаге так, чтобы они стояли поодаль друг от друга. Вам предстоит прописывать цепочки слов между ними. Постройте по 2-3 цепочки ассоциаций между ключевыми словами. Используйте слова из цепочек как стимулы для нахождения идей. Фиксируйте возникшие идеи. После перерыва выберите лучшие идеи и доработайте их.
Техника «Бисоциация» обратна предыдущей: вам придётся искать не ассоциации, а наоборот комбинировать идеи, которые друг с другом не связаны. Вам нужно будет сопоставить задачу с уже известным процессом из совершенно другой сферы. Нарисуйте таблицу с двумя колонками. Запишите в левой несколько процессов, не относящихся к задаче. В правой колонке запишите процессы, к задаче относящиеся. Найдите параллели между процессами в двух колонках. Подумайте, как можно использовать эти сопоставления для решения задачи. Фиксируйте возникающие идеи. После перерыва выберите лучшие и доработайте их, если требуется.
Методика «Фила» заключается в том, чтобы обратиться за советом к реальным или вымышленным людям, которые оказали на вас положительное влияние. Чтобы воспользоваться этой техникой, составьте для начала филу – группу советников, которые будут вам помогать. Подумайте и выберите 3-5 человек, которые оказали на вас наибольшее влияние. Составьте для каждого члена филы досье. Соберите в одном месте их фотографии, биографии, произведения, письма, цитаты и все, что кажется интересным и важным. Составив филү, приступайте к решению задачи. Выберите советника из состава филы и случайным образом подберите совет из собранного досье. Это может быть ключевое слово или цитата. Постройте связи между советом и задачей. Спросите себя, как бы ваш советник решил эту задачу, что ответил бы на вопрос. Переходите к следующему совету или выбирайте другого советника, пока не получите достаточное количество идей. После перерыва отберите многообещающие идеи и создайте решения на их основе.
Метод квоты идей позволит вам находиться в состоянии генерации идей постоянно. Ваша задача — установить себе ограничение на количество идей, которые вы будете придумывать ежедневно. Решите, сколько идей вы готовы придумывать каждый день, например, для начала поставьте ограничение в 10-20 идей. Придерживайтесь установленной квоты ежедневно. При необходимости поставьте себе напоминание. Идеи, относящиеся к одной теме, лучше записывать в одном месте. Периодически просматривайте свои идеи, выбирайте лучшие, дорабатывайте. Для генерации идей можете использовать любую технику. Не критикуйте себя за неудачные идеи и не вычеркивайте их. Работайте над несколькими проблемами одновременно.
Техника фрирайтинга направлена на то, чтобы «выключить» внутреннего критика и получить доступ к скрытым идеям и знаниям через импровизацию на письме. Возьмите ручку и несколько чистых листов бумаги, поставьте таймер на 20 минут и пишите все, что приходит в голову, пока не кончится время. Закончив работу, отложите текст. После хорошего перерыва прочтите написанное вслух. Отметьте фрагменты, которые можно использовать в дальнейшей работе. Запишите идеи, возникшие при разборе текста.
Метод ограничений помогает понять, что может помешать вам решить проблему, и переосмыслить ее формулировку, чтобы прийти к правильному решению. Придумайте ограничения, которые мешают вам выполнить поставленную задачу. Выпишите их и найдите три способа, как можно использовать каждое ограничение и обойти его. Подумайте, как трансформируется задача, если снять и изменить каждое ограничение. Повторите поиск ограничений и трансформацию задачи несколько раз. Сравните исходную и конечную задачи. |
© 2020, Корочанский организационно-методический центр Муниципальное учреждение культуры Корочанского района | Почтовый адрес 309218, Белгородская область, Корочанский район, с. Бехтеевка, ул. Ленина, 130 | Телефон/факс 8 (47231) 5-91-44 |
Сайт использует «cookies» через интернет-сервис для сбора технических данных посетителей с целью получения статистической информации.